«Органы государственной власти и органы местного
самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить
каждому возможность ознакомления с документами и
материалами, непосредственно затрагивающими его
права и свободы, если иное не предусмотрено законом»
Конституция Российской Федерации, статья 15, пункт 3
Нормативно-правовые основы деятельности классного руководителя
Классное руководство — профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка в классном ученическом коллективе, создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Деятельность классного руководителя регулируется нормативно-правовыми документами, принятыми органами законодательной и исполнительной власти разного уровня. К данным документам относятся не только законы, приказы, положения, правила, инструкции, регламентирующие организацию деятельности специалиста, но и концепции, целевые программы и планы их реализации, определяющие содержание деятельности классного руководителя и основные направления его реализации в работе с детским коллективом.
Документы, определяющие нормативно – правовые основы
деятельности классного руководителя
• Конвенция о правах ребенка (принята 44 сессией Генеральной Ассамблеи ООН, ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 г.),
• Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.),
• Закон РФ «Об образовании»,
• Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,
• Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»,
• Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ,
• Национальная доктрина образования в Российской Федерации,
• Федеральная программа развития образования,
• Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года,
• Программа развития воспитания в системе образования России на 2004 — 2006 гг.,
• Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на период до 2010 года»,
• Типовое положение об общеобразовательном учреждении,
• Приказ Минобрнауки России «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений» от 03.02.2006 г. № 21,
• Приказ Минобрнауки России от 03.02.2006 г. № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»,
• Письмо Минобразования РФ от 15.12.2002 г. №30-51-914/16 «Методические рекомендации о реализации Государственного стандарта о минимальном объеме социальных услуг по воспитанию детей в учреждениях общего образования»,
• Письмо Минобразования РФ от 21.06.2001 г. № 480/30-16 «Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях»,
• Письмо Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования РФ от 11.06.2002 г. № 30-51-433/16 «Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях»,
• Письмо Минобразования РФ от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях»,
• Письмо Минобразования РФ от 11.02.2000 г. № 101/28-16 «О расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях»,
• Письмо Минобразования РФ от 22.07.2002 г. № 30-51-547/16 «Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях»,
• Письмо Минобразования РФ от 15.10.2003 г. № 24-51-218/13-28-51-793/16 «Методические рекомендации по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и направленности»,
• Региональная программа «Дети Южного Урала» на 2001 — 2005 годы (утверждена постановлением Законодательного собрания Челябинской области 27.12.2001 г. № 386),
• Письмо МОиН Челябинской области от 14.03.2006 г. № 04-1140 «Об организации деятельности классных руководителей в общеобразовательных учреждениях».
Согласно федеральным нормативам определение обязанностей классного руководителя отнесено непосредственно к компетенции образовательного учреждения, в котором приказами директора утверждаются Положение о классном руководстве и Функциональные обязанности классного руководителя.
Наряду с положениями, отражающими специфические, свойственные сложившейся в учреждении системе воспитания, данные документы раскрывают общие подходы к определению основных функций и обязанностей классного руководителя, которые могут быть отличными в зависимости от возраста воспитанников педагога.